Переключить на версию ПК

О внесении изменения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"

(в части дополнения нормами, регулирующими вопрос перезахоронения тела (останков) человека)

 

Законопроект № 155596-7 

ВНЕСЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 20.04.2017
Включен в примерную программу решением Государственной Думы на март 2019 года

О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 146; 2004, № 35, ст. 3607) изменение, дополнив статьёй 3.1. следующего содержания:

«Статья 3.1. Перезахоронение

1. Перезахоронение представляет собой проведение эксгумации (извлечения из места захоронения) останков, перевозку извлеченных останков или праха и захоронение останков в ином месте захоронения.

2. Перезахоронение осуществляется в случаях

- наличия волеизъявления умершего, выраженного им при жизни;
- смены постоянного места жительства лица, обратившегося с заявлением о перезахоронении;
- перезахоронения рядом с умершим и погребенном в ином месте близким родственником либо супругом;
- национальных, вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций;
- в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом либо другими Федеральными законами.
 
3. Органы местного самоуправления могут устанавливать иные
случаи, в которых допускается перезахоронение.
 
4. Перезахоронение производится на основании разрешения, выданного органами местного самоуправления с обязательным учетом санитарно-эпидемиологических требований. Порядок выдачи разрешенияна перезахоронение, а также перечень необходимых документов, устанавливается органом местного самоуправления.
 
5. В целях рассмотрения вопросов перезахоронения останков исторических личностей, деятельность которых оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий, в целях увековечения их памяти
Правительством Российской Федерации в установленном им порядке образуются межведомственные комиссии. 

6. Перезахоронению подлежат останки Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Порядок, сроки и место перезахоронения останков Владимира Ильича Ульянова (Ленина) определяются Правительством Российской Федерации с учетом предложений межведомственной комиссии, указанной в пункте 5 настоящей статьи.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Одним из важных вопросов похоронного дела является не только организация захоронения, но и регулирование вопросов перезахоронения останков. Практика показывает наличие существенного пробела в этой сфере правоотношений. На сегодняшний день федеральный закон № 8-ФЗ не дает понятия перезахоронения и упоминает о перезахоронении лишь в одном случае - в связи с обнаружением старых военных и ранее неизвестных захоронений. Также на федеральном уровне вопрос о перезахоронении частично урегулирован в Законе РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части перезахоронения погибших при защите Отечества.

Если ранее вопросы перезахоронения частично регулировались «Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ», утвержденными Минздравом СССР 10.02.1977 № 1600-77, а затем «Гигиеническими требованиями к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.04.2003, то действующая редакция Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» устанавливает, что перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

При этом под действующим законодательством понимаются вышеуказанные случаи, указанные в Федеральных законах, а также Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Авторы законопроекта считают, что на федеральном уровне необходимо закрепить понятие перезахоронения, а также установить случаи, в которых может производиться перезахоронение. При этом органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией вправе расширить перечень основания для перезахоронения. Также законопроектом предлагается закрепить, что перезахоронение производится на основании разрешения, выданного органами местного самоуправления с обязательным учетом санитарно-эпидемиологических требований. Порядок выдачи разрешения на перезахоронение, а также перечень необходимых документов, устанавливается органом местного самоуправления. Таким образом, регулирование основных вопросов перезахоронения позволит создать необходимый единообразный правовой фундамент для дальнейшего развития данного вопроса в муниципальных правовых актах. Также законопроектом предлагается установить порядок перезахоронения исторических личностей. На протяжении последних десятилетий такие вопросы возникали неоднократно, и каждый раз вопросы перезахоронения решались в индивидуальном порядке.

Так, в соответствии с Распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1884-р была создана Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи. Данная комиссия была образована по предложению Русской православной церкви, Минкультуры России, администрации Свердловской области и мэрии Санкт-Петербурга. Следует обратить внимание, что в 2015 году на основании распоряжения Правительства Российской Федерации в целях исследования и перезахоронения останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых была создана уже не комиссия, а межведомственная рабочая группа. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации. Создание межведомственных комиссий в случае необходимости рассмотрения вопроса о перезахоронении останков исторических личностей полностью основано на действующем законодательстве и позволит обеспечить единообразный подход к решению таких сложных с исторической, политической и этической точки зрения вопросов.

Следующим важным моментом, который предлагается урегулировать данным законопроектом, является решение вопроса о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина). Вопрос о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина) возник еще вначале 80-х годов 20 века, и с тех пор эта дискуссия разгорается в российском обществе практически каждый год. Однако окончательного решения в этом вопросе пока не принято. Важно отметить, что законопроектом устанавливается сама необходимость перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина), но не устанавливаются конкретные сроки, что позволяет учесть политическую ситуацию, социальные настроения, а также мнение всех заинтересованных сторон.

Русская православная церковь считает, что, безусловно, останки В.И. Ленина должны быть преданы земле и страна «опоздала с этим на четверть века». Однако при этом важно не «разбередить старые раны и не спровоцировать раскол». Глава отдела внешних церковных связей Митрополит Волоколамский Иларион отметил, что «нужно дождаться момента, когда по этому вопросу в обществе наступит согласие». Президент Российской Федерации В. Путин также призвал подходить к этому вопросу «аккуратно, чтобы не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество...». Авторы законопроекта, полностью поддерживая данную точку зрения, считают, что вопрос о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина) должен быть лишен какой-либо исторической, политической и социальной подоплеки и носить исключительно юридический характер. Во-первых, следует пояснить, что в контексте данного законопроекта используется термин «перезахоронение», а не «захоронение». Это связано с тем, что исторически тело В.И. Ульянова (Ленина) считается захороненным на основании Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924, утвержденного впоследствии на II Съезде Советов Союза ССР от 26.01.1924 г. Считаю необходимым привести полный дословный текст данного документа, который гласит: «Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, Президиум Центрального Комитета Союза ССР постановляет: 1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения. 2. Склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции».

Таким образом, текст приведенного документа позволяет сделать однозначный вывод, во-первых, о назначенном дне похорон (27 января 1924 года), а, во-вторых, о временном характере данной меры сохранения гроба с телом В.И. Ульянова (Ленина). Важно отметить, что это практически единственный документ, регламентирующий вопрос захоронения тела В.И. Ленина и его нахождения на Красной площади. На сегодняшний день какая-либо иная нормативно-правовая база, которая регулирует пребывание В.И. Ульянова (Ленина) на Красной площади в Мавзолее, а, самое главное, вопросы содержания тела в надлежащем состоянии, проведения медико-биологических работ, финансирования этих работ, - отсутствует. Из вышеприведенного текста Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924 г. видно, что оно не содержит решения о проведении научных работ по сохранению тела В.И. Ленина, о периодической эксгумации останков тела В.И. Ульянова (Ленина) и проведения с ними биологических и химических экспериментов. Данное решение было принято руководством партии без оформления каких-либо официальных документов. Тем не менее, так или иначе, тело В.И. Ульянова (Ленина) было захоронено, поэтому в данный момент можно говорить не о захоронении, а только о перезахоронении останков Ленина. Во-вторых, на сегодняшний день существует ярко выраженная правовая коллизия, когда ранее принятый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Так, согласно статье 3 указанного Федерального закона погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации). При этом захоронение с юридической точки зрения представляет собой окончание правового цикла существования личности. После погребения с останками не производится никаких действий, они перестают быть объектом права, за исключением случаев эксгумации при необходимости проведения следственных действий и случаев перезахоронения. Захоронение останков В.И. Ульянова (Ленина) нельзя считать отвечающим требованиям, установленным Федеральным законом № 8-ФЗ. Официально действие Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924 не отменено, этот документ продолжает действовать.

В тоже время в соответствии со статьей 2 раздела 2 Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поскольку в силу статьи 15 Конституции РФ, она имеет прямое действие, то ни один нормативный правовой акт, действующий на территории Российской Федерации вне зависимости от времени его принятия, не должен противоречить Конституции и федеральным законам. Следовательно, все акты, изданные в связи с захоронением тела В.И. Ульянова (Ленина), действовавшие в СССР, подлежат отмене в случае противоречия действующему законодательству РФ, в данном случае - Федеральному закону № 8-ФЗ. Проведенный анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день статус останков В.И. Ульянова (Ленина) лежит за рамками правового поля, в связи с чем вопрос о перезахоронении тела В.И. Ульянова (Ленина) должен решаться исходя только из юридических оснований. Мы живем в демократическом, правовом государстве, где согласно Конституции обеспечивается верховенство закона. Исходя из этого, необходимо обеспечить реализацию принципа верховенства закона в отношении вопроса о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина), нахождение которых на Красной Площади не основано на нормативных правовых актах, а также противоречит Федеральному закону № 8-ФЗ.

Авторы законопроекта подчеркивают, что данный законопроект не имеет политического и социального контекста, поскольку исходя из существующей политической ситуации, само по себе тело Ленина не является ни символом эпохи, ни символом объединения нации. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян считают, что тело Ленина нужно захоронить. При ответе на прямой вопрос о том, как следует поступить с телом Ленина, 60% в целом выразили согласие с тем, что его необходимо предать земле, в том числе 36% выступают за скорейшее перезахоронение на кладбище, а 24% предлагают подождать, пока уйдет поколение, для которого он дорог, а затем уже принять решение о захоронении. Результаты данного опроса свидетельствуют о нейтральном отношении общества к данному вопросу. Также авторы законопроекта не ставят цели провести исторический анализ событий, связанных с захоронением Ленина, и не делают попытку обосновать необходимость перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина) исходя из оценки роли его личности в истории государства. Принятие данного законопроекта позволит, с одной стороны, законодательно решить вопрос о необходимости перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина), а с другой стороны, обеспечивает 8 возможность сделать это в тот срок и в таком порядке, которые будут отвечать социальным настроениям и соответствовать политическому и историческому моменту.

 

Читайте другие публикации на сайте:

Закон города Москвы "О погребении и похоронном деле в городе Москве" № 11 от 4 июня 1997 г.ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 марта 2002 г. N 213-ПП  О СОЗДАНИИ МЕСТ СЕМЕЙНЫХ (РОДОВЫХ) ЗАХОРОНЕНИЙ