Переключить на версию ПК

Жизнь или смерть

Жизнь или смерть

Размышления о жизни и смерти на кладбище.

Тихо качаются своими тенистыми верхушками старые березы и осины, лениво шелестит зелёная акация, нигде нет движения, ни звука, жизнь здесь как будто замерла. Лишь иногда, издали, доносятся заунывные, подавляющее, хватающие за сердце звуки, звуки церковных надгробных песен.. Пролетела мимо ворона, с хриплым карканьем, и тяжело хлопая крыльями.. Мы на кладбище в приюте смерти и тлена.

Взгляд наш невольно подавляется мертвецким однообразием и мрачностью кладбищенской обстановки. Ничто не напоминает о жизни с её радостями, о той жизни, которая там, за оградой кладбища, полна движения и шумной суеты, которая кипит и волнуется, там жизнь, тут смерть ... Последняя участь всех на земле холодит своей неизбежностью. Перед глазами деревянные кресты, которые от времени и непогоды покривились и почернели, песчаные могильные холмы, стекшие с водой на дорожки, старые камни, поросшие мхом и побуревшие от древности, полуразрушенные памятники. Многие из них отличаются богатством и великолепием, художественный отделкой, но они не веселят взгляд. Невольно посещает одна мысль, о могильным холоде и мраке и неизбежной участи, которая рано или поздно постигнет нас всех и зажиточных и неимущих и болезненных и пышущих здоровьем. Хоть под огромным богатым памятником, хоть под железным крестом, одинаково царствует тлен, и здесь и там лишь прах земной, точно горсть пепла.. Такие грустные мысли и чувства пробуждают вид могил и памятников... Кладбище, своими крестами невольно начинает пугать наши робкие души и наполнять наше воображение ужасом. Это ужас перед смертью, которая не стыдится ни малого, ни старого. Она отнимает и власть, и величие, склоняет надменных и гордых и заключает их в жилище мертвых вместе с униженными и знатными, их перед всеми ровняет, и даёт наследие тлена.

Садится солнце... Уже вечер, когда скроются его последние лучи за горизонтом и ночные тени разойдутся по земле, вот тогда то и наполняет нас суеверный ужас, в такой степени, что немногие решаются даже пройти мимо кладбища, вдоль забора, хоть так путь и короче. Такой страх, конечно, не похвален и не обоснован, но вопрос в том, что его вызывает? Сами мы по большей части не даем себе даже отчёта, чего мы собственно боимся, осознаем, что это просто трусость с нашей стороны, однако страх все равно сковывает наше тело и теребит душу. Этот страх, возбуждаемый ночным кладбищем, не что иное, как инстинктивный страх перед смертью. Он погружает в глубокий сон, который по справедливому замечанию древних писателей и есть образ смерти. Так мы боимся её, как страшного зла, всё живое любит жить и боится умереть, говорит человеку его ощущение. Вследствие этого, человек призывает всей своей любовью к этой настоящей жизни, которая, как он думает, не может доставить ему покоя и счастье. Жалуемся на постоянный труд, иногда бесплодный и лишенный ожиданий, это рабочая каторга, отнимающая с годами здоровье и все наши надежды, несбывшиеся земные расчёты. Терпим болезни и несчастья. А сколько раз нам приходится быть жертвой обмана, злословия и пересудов, несправедливости, увольнений. Сколько колебаний и сомнений переживает каждый от собственных страстей. И кто пересчитает все скорби и невзгоды. Однако, мы любим эту жизнь, где не находим истинных благ, и всеми силами, готовые жертвовать всем, лишь бы только иметь возможность хоть на чуть-чуть продлить ее. Чем объяснить эту привязанность к жизни? Иногда, столь сильную, что и в преклонном возрасте человек, в котором уже иссякли струи жизненных сил, ещё и думать не хочет о смерти. Даже тот, у которого не осталось в жизни ничего, ни желания, ни семьи, тот, кто изжил все свои чувства, мысли, он сохранил в себе лишь одно ощущение - желание жизни. Пусть больным, голодным, одиноким, тем не менее, страстно стремится продолжать жить и жить? Причины этой страстной привязанности может быть лишь одно, не для смерти и уничтожения мы были созданы, а для жизни.

Человек существо мыслящее и разумное, в полном смысле этого слова, испытывает сознательный, животный страх перед смертью, и потому высшей степени мучительный. Хоть жизнь его и не удовлетворяет, он желает лучше жить и страдать, но никогда не умирать. Ведь, правда, люди разочарованные, изжившие свое здоровье, лежа в постели, не хотят умирать, верят в исцеление, готовы жить даже на больничных койках и быть немощными, но живыми..

Для чего все эти мысли.. Для чего мы живем? Для чего человеку даётся слава, честь или богатство. Для чего вся наша жизнь, если сегодня я здоров, деятелен, мыслю, чувствую, ощущаю, а завтра меня не будет?

Момент за моментом идет и проноситься, потомство за потомством убирается и скрывается. Кто вступает в этот мир, на дороге покинуть его. Чтобы эта была бы за жизнь, если бы мы не имели при этом надежды, жить другой загробной жизнью.

«Мир сей, подобен колесу, с которого сливаются времена и годы», сказал Святой Ефрем Сирин*. «И несчастье его не настоящее несчастье, и добро его не настоящее добро. Благодать мгновенно превращается в скорбь. Подступилось упоение, и уже нет, а на ее месте смерть. Кто-то наслаждается, а с утра рыдает и причитает. Радостен жених на бракосочетании и тает от восторга юной красотой невесты, поспевает смерть и прощает их друг с другом, и все горюют, и нет потехи». «Иной мерцает одеждами, переливается цветами великолепными, драгоценностей сундук , но наряды его покрываются паутиной, и смерть пользуется его благами. Иной возводит важный дом, вальяжно ступает по коврам, преуспела смерть, и покоится он на одре, по конечностям сцеплен, сомкнулись его уста, не изрекут ни слова, прикрыли глазоньки. Долой несут его из дома, не проведет он в роскошных комнатах ни дня, гроб, теперь его монастырь. Жизнь его вся ничтожна, прошли будни его, и не стало теперь». «Иной возвышается на высшей ступени всевластия, наполненный важностью, притесняет других, тиранит, забивает собственный дом богопротивной роскошью, финал его жизни, и падает он навзничь. Погребён его мир и все события его - сонные глаза... »

Эти прекрасные слова выразительно характеризуют суету этого мира и непрочность всех его благ. Такова жизнь человеческая, без надежды на жизнь иную загробную люди бы ежедневно ждали конца, мучились бы неизбежностью этой близкой смерти, сеяли бы зерна бессмыслия и ненужности нахождения в этом мире. Но нам дана надежда твердая, непоколебимая в нашей Вере, что за гробом нас ждет жизнь иная, лучшая, без страданий и лишений. Жизнь не знает смерти, жизнь бессмертная, вечная, и созданы мы для неё. И если мы умираем, то только на земле, для того чтобы жить там, жить по-другому, жить новой жизнью, а не для того, чтобы обратиться в ничто. Смерть это переход из одной жизни в другую, у кого-то с Верой в Бога, у кого-то с верой в космос, иное измерение, параллельные миры. Будьте счастливы здесь и сейчас довольствуйтесь малым, любите близких.

 

*Преподобный, живший в 300 годах нашей эры, Ефрем Сирин имел дар Господний сердечной печали и не останавливающихся слез, в лике святых он обессмертил имя сея особенным величанием – просветитель сокрушения. Святой неустанно оплакивал греховные деяния и свои и иных людей.